Самая знаменитая шипучка

Самая знаменитая шипучка

Еще неделю назад за окном лежал снег, а сегодня открывшаяся взгляду прошлогодняя трава весело кивает под порывами ветра: скоро лето. А, значит, по всем городам будут стоять неутомимые “лоточники”, не боящиеся ни дождя, ни солнца, и продавать тысячи литров разносортных лимонадов и кваса. Прохладительные напитки в летний зной — что может быть лучше? В моей семье на этот период принято заготавливать компоты, морсы и прочее, способствующее утолению жажды. А вот лимонады как-то не нашли признания. От них только больше пить хочется: газированная, часто — довольно приторная жидкость ничуть не утоляет жажду, разве что на несколько минут. Уж лучше простой воды попить.

 

Минутка наблюдений. Несколько моих знакомых работают в магазинах области, и в числе прочих обязанностей значится заказ товаров. И то ли дорого это для нашей местности, то ли популярность упала, или вкусовые качества изменились — а только перестал народ в прежних объемах покупать “Кока-Колу”. А, может, дело в патриотизме? Дескать, ударим русским квасом по иноземной отраве?

Как бы там ни было, но русский квас — жидкое лакомство, которое вряд ли продается в двух сотнях стран. Статистика утверждает, что “Кока-Колу” если не пробовали, то слышали о ней почти 94% населения планеты. Неудивительно: совсем скоро, 8-го мая, бренду (а с ним — и напитку) исполнится 132 года. Учитывая грамотную рекламную компанию, напиток был просто обречен на успех.

У истоков

Интересный факт, о котором вряд ли догадывались почитатели “Кока-Колы” — этот напиток был изобретен медиком. Джон Стит Пембертон из Атланты (Джорджия), офицер, принимавший участие в войне Севера и Юга на стороне южан, в мирное время посвятил себя фармацевтической деятельности, и разработал первый, “классический” рецепт этой газировки. Поначалу основными потребителями были родные и близкие (не исключено, что им досталась роль “подопытных кроликов”), но Пембертон не стал ограничиваться такой мелочью, и предложил крупной сети аптек сотрудничество. Их руководители согласились, тем более, что стартовая цена, по которой предлагалось продавать порцию напитка с аптечной витрины, была ничтожно мала: всего 5 центов. Есть и другой вариант, о котором сам Пембертон проболтался в одном из интервью: якобы он купил готовый рецепт у безымянного фермера за $250. Над названием и разработкой логотипа нового бренда трудился бухгалтер Джона Стита, Фрэнк Робинсон. В свободное от работы время он увлекался каллиграфией, поэтому без труда написал завитушки “Coca-Cola” на красном фоне, — этот логотип до сих пор служит компании верой и правдой. Разработка названия тоже не заняла много времени: так как основными ингредиентами напитка были листья коки и орехи кола, то Пембертон просто соединил их в общую надпись.

Поначалу в состав входила одна часть орехов, и три части листьев. Несмотря на то, что наркотик из последних был выделен еще в 1859 году, он все еще считался если не безвредным, то, как минимум, лекарственным веществом, поэтому никакого вето на его открытую продажу не существовало. О вреде кокаина на здоровье еще ничего не было известно: даже Шерлок Холмс употреблял его в “минуты бездействия”, чтобы не впадать в депрессию, поэтому неудивительно, что кокаин часто присутствовал в тонизирующих напитках, как замена их алкогольной составляющей. Так что в этом плане “Кока-Кола” не была какой-то супер-новинкой.

Пембертон не случайно выбрал в качестве партнера именно аптечную сеть. Изначально он позиционировал свое изобретение как лекарственное средство, не исключено, что и сам он искренне верил в чудодейственные свойства “Кока-Колы”. Он считал, что она способствует восстановлению после нервных срывов, исцеляет от депрессии, стрессов, и даже импотенции. Патент был выдан на средство “от расстройств нервной системы”. В аптеках были установлены автоматы для порционной продажи, и кто-то умный весьма своевременно пустил слух, что этот напиток вполне может тягаться по своему эффекту с морфием, что еще больше повысило его популярность.

Однако, несмотря на все маркетинговые подвиги, успех был невелик. В среднем каждый день продавалось не более девяти порций “Кока-Колы”, а иногда — и того меньше. Бывали и пустые дни. Судить о продажах можно по выручке первого года, которая составила $50 (это при том, что на производство потратили $70, так что дела шли в минус). По легенде, выручка начала расти с того момента, как один из продавцов ошибся, и разбавил предоставленный ему сироп не обычной водой, а содовой. Шипучка разошлась, как горячие пирожки в морозный день, и было принято решение сохранить модифицированный рецепт.

Неизвестно, по какой причине Пембертон не стал дальше развивать свое набирающее обороты детище, зато точно известен факт продажи прав на выпуск напитка в 1888 году, а уже в 1892 их новый владелец, Аса Григгс Кэндлер, основал “The Coca-Cola Company”, с которой мы знакомы и по сей день.

Сила рекламы

Мне кажется, что своей популярностью “Кока-Кола” обязана не столько вкусовым качествам напитка, сколько грамотным действиям руководства компании. Поначалу в ее развитие было вложено примерно $100 тысяч, но каждый удачный маркетинговый ход предполагал увеличение уставного капитала, а таких ходов было много.

Одной из самых удачных рекламных акций стала поставка нескольких галлонов сиропа в аптеки для бесплатного “ознакомления” посетителей. Это количество позволяло приготовить 256 порций напитка. Взамен Кэндлер просил 128 контактов (имя, адрес) постоянных посетителей аптеки, после чего отсылал каждому из них талон-приглашение, дающий право бесплатно выпить стаканчик кока-колы в указанной на бумажке аптеке. Предприниматель все рассчитал верно: если человеку понравится напиток, то он закажет еще один стаканчик (уже не бесплатно). Таким образом два галлона сиропа разойдутся в весьма короткий срок, аптекарь закажет повторную партию, и компания останется в выигрыше. Следующей акцией стала продажа различных сувениров под маркой “Coca-Cola”, — это сейчас подобные рекламные трюки мало кого могут убедить, а в XIX веке все казалось новинкой, так что данные о прибыли в компании содержали все большие суммы.

Уже с 1894 года “Кока-Колу” можно было купить в обычных бутылках, но в 1915 году для этого напитка была разработана бутылка особой формы, больше всего напоминающей плод какао, расширяющийся внизу для большей устойчивости. Считается, что ее создатель то ли спутал “coca” и “cocoa”, то ли не нашел информации ни о том, ни о другом. Желание было простым:

… чтобы ее можно было опознать в темноте, на ощупь, в разбитом виде, чтобы даже по осколкам можно было понять, что в ней была кока-кола!

Надо отметить, что ему это удалось. Тираж бутылочки объемом 6,5 унций (примерно 200 граммов) на сегодняшний день давно перевалил за 6 миллиардов. Другой объем появился только в 1955 году (10, 12 и 26 унций).

Интересный факт:

Когда на глаза попадается реклама чего угодно с текстом вроде “Теперь — в новой упаковке!”, я невольно задумывалась — толку с вашей упаковки, если она никак не влияет на содержание? Ан нет, влияние все-таки есть. 4 декабря 2007 года “Кока-Кола” представила новую стеклянную бутылку емкостью 0,33 л, которая стала короче на 13 мм, шире на 0,1 мм и весит 210 граммов, что на 20% меньше предыдущей. К примеру, в Великобритании эти изменения позволяют сократить использование стекла до 3500 т ежегодно, а выброс углекислого газа — до 2400 т.

Помните предновогоднюю рекламу этого напитка, где довольный, пухлый Санта-Клаус машет заветной бутылочкой? Так вот, этот персонаж появился только в 1931 году. До этого Санту повсеместно изображали в виде эльфа преклонных лет, но с 1931 его заменил веселый, румяный старик, призванный продвигать детище Пембертона в массы.

В 1933 году поклонники кока-колы получили возможность приобретать ее, минуя магазины: появилось огромное количество автоматов по продаже этого напитка. На прилавках примерно в это же время можно найти сикс-пэйкс — упаковки из шести бутылок, и выносные холодильники.

Вплоть до 1959 года бутылка кока-колы объемом 6,5 унций стоила 5 центов. Главной причиной такой стабильности были все те же автоматы по продаже напитка: они принимали только пятицентовые монетки.

Тайна вкуса

И Пембертон, и Кэндлер, и их последователи постоянно совершенствовали рецепт кока-колы и адаптировали его под меняющиеся реалии. В 2011 году одно из американских радиошоу заявило, что его сотрудникам удалось расшифровать одну из первых рукописей с рецептом, фотография которой была опубликована в 1979 году:

  • лимонная кислота (84,29 г);
  • кофеин (28,3 г);
  • сахар (30 единиц, унций или граммов — неизвестно);
  • вода (11,375 л);
  • сок лайма (0,946 л);
  • ваниль (28,3 г);
  • карамель (42,45 г);
  • кокаин (28,3 г).

Ко всему перечисленному добавляется также секретный ингредиент Merchandise X7 в количестве двух унций на пять галлонов готового сиропа для газировки:

  • спирт (226,4 г);
  • апельсиновое масло (20 капель);
  • лимонное масло (30 капель);
  • масло мускатного ореха (10 капель);
  • масло кориандра (5 капель);
  • эфирное масло цветов апельсинного дерева (10 капель);
  • коричное масло (10 капель).

Нынешний состав напитка желающие могут посмотреть на этикетке (не обязательно покупать, можно в магазине прочесть и поставить обратно на витрину). Только вот точный состав натуральных специй — коммерческая тайна, известная лишь нескольким руководителям. Оригинальная копия состава хранится в главном хранилище банка SunTrust Bank в Атланте.

Неизменно присутствие в составе листьев коки, но уже с удаленным из них кокаином. Еще в 1890-х годах кокаин подвергся общественному бичеванию, и уже в 1903 году “New York Tribune” публикует статью, в которой утверждает, что именно “Кока-Кола” виновата в нападении негров на белое население США. Дескать, упились, и пошли громить все подряд. С этого момента свежим листьям был закрыт доступ в состав напитка: теперь компания закупает их в Перу и Боливии, затем они очищаются от алкалоидов кокаина в Stepan Company, и только потом идут в производство знаменитой шипучки.

Кошенильный скандал

Не все гладко в газированном гиганте. В 2007 году в Турции прошел судебный процесс. На нем глава Совета мира Фонда Святого Николая Муаммер Карабулут обвинил компанию в том, что она использует мексиканскую кошениль для получения характерного цвета напитка.

Кошениль, она же — кошенильный червец — главный помощник в получении красного красителя, кармина. Это насекомое, самки которого неподвижны с самой молодости: присасываются хоботком к растению, и больше никуда не уходят. Яйца откладывают здесь же. Люди собирают их, умерщвляют в уксусной кислоте или под воздействием высоких температур, и таким образом получают кармин. Сейчас натуральный краситель в большинстве областей заменен синтетическим, но осознавать, что букашечные останки плавают в бутылке с популярным напитком — мало приятного. Представляете, какой был скандал? Да только Карабулут не объяснил, на основании каких исследований он пришел к этим выводам, а компания, естественно, все опровергла, так что все быстро утихло.

Вообще, в последние годы мир относится к кока-коле довольно настороженно. В Индии запрещено ее производство, в Латвии напиток нельзя распространять среди учеников младшей школы, некоторые школы Англии и Украины поддержали этот запрет. Однако исследователи не поленились и подсчитали, что кока-колу все равно пьют огромными количествами, доходящими до 8000 порций в секунду в расчете на весь мир. Врут, наверное.

Кола, “Ментос” и здоровье

Интернет богат на забавные ролики. В одно время был очень популярен эксперимент, в ходе которого драже “Ментос” бросают в бутылку с кока-колой, и оттуда бьет самый настоящий фонтан. Наверное, такое нехитрое средство можно и в качестве огнетушителя использовать. “Разрушители мифов” подробно расписали условия, благодаря которым возникает эта реакция (не буду вдаваться в химию), и рассказали, что в желудке подобная смесь не нанесет человеку никаких повреждений. Не стану спорить с людьми, которые разбираются в химии гораздо лучше меня. Хотя и очень хочется.

На том же принципе, используя 108 бутылок низкокалорийной кока-колы и 648 леденцов “Ментос”, двое американцев ухитрились проехать 67 км, используя в качестве транспортного средства детский велосипед и большую тележку с “топливом”.

Что касается влияния напитка на наше здоровье, то, как гласит официальный источник, “негативное действие достоверно не установлено”. Если не брать во внимание состав, то в остальном кока-кола представляет собой обычную газировку, у которой тоже имеются противопоказания. Сильногазированные напитки — строгое табу для людей, страдающих следующими заболеваниями:

  • заболевания ЖКТ, особенно острый и хронический гастриты;
  • язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;
  • нарушения в работе желчевыводящих путей;
  • болезни поджелудочной железы;
  • сахарный диабет.

Если переусердствовать, и регулярно пить большое количество сладкой газировки, то, согласно исследованиям 2004 года, можно своими руками вылепить себе сахарный диабет второго типа. Так что во всем нужно соблюдать меру, будь то отечественный квас, или заморская шипучка.

 

Похожие статьи:

СобытияЦенность традиций

КухняНе ходите, дети, в школу - пейте, дети, Кока-Колу

Рейтинг
последние 5

Велена

рейтинг

+1

просмотров

576

комментариев

7
закладки

Комментарии