Скрытый смысл или все-таки ныряльщик?

Скрытый смысл или все-таки ныряльщик?

Человеку свойственно искать скрытый смысл там, где его нет. Например, художник изображает яблоко. Простое яблоко, без изысков, с торчащим из румяного бока червячком. Его современники, поохав от неописуемого восторга, благополучно забыли о том, что творец попросту любит яблоки, и изобразил фрукт, близкий его сердцу. 

 

Следующее поколение и вовсе не знало о пристрастии живописца, а потому смутилось: основным направлением творчества были пейзажи, а тут — яблоко. И почитатели приступили к поиску того, чего не было. В яблоке увидели зарождение мира, в червячке — несовершенство человеческого тела, а в общей картине — симбиоз людей и природы. Как вы понимаете, от того, что художник изначально вкладывал в свою картину, не осталось и следа. Это я привела утрированный пример, но ведь сколько таких же, только реальных! Взять, хотя бы, воспоминания Жака-Ива Кусто о короткой беседе с Пикассо, которые он приводит в своей книге “Живое море”. Исследователь рассказывает:

В здании ЮНЕСКО в Париже есть фреска Пикассо, на которой изображена фигура человека, летящего вниз головой. Я спросил Пикассо, что это означает.

Искусствоведы исписали тонны бумаги, объясняя символику этой фигуры. Одни говорят, что это падение Икара. Другие — низвержение Люцифера с небес.

Пикассо наклонился и вполголоса закончил:

Только между нами, Кусто: я просто хотел изобразить ныряльщика.

Так что, как бы того ни хотелось вечным искателям скрытого смысла, иногда яблоко остается просто яблоком, а ныряльщик — ныряльщиком. Только вот исследователи знаменитых полотен не всегда готовы поверить, что “ларчик просто открывался”, и продолжают свой сизифов труд по поиску того, чего нет и никогда не было.

Вот и я не буду его искать. Однако предлагаю вам небольшую экскурсию, и небольшой же очерк с необычным взглядом на знаменитые и не очень картины. Так уж повелось, что художники — очень интересный народ, и за написанием почти каждого полотна стоит столь же интересная история, так или иначе относящаяся либо к самому живописцу, либо к обстоятельствам его жизни. Даже если исключить мистические истории, коих в этом отношении можно насобирать на десятитомник, — примечательные моменты все равно останутся. Начну, а, точнее, продолжу, тем же Пикассо. Откровенно говоря, я не понимаю ни кубизма, ни прочих подобных направлений в живописи, но если человек чего-то не понимает, это не значит, что оно не имеет права на существование. Творчество Пикассо приводит в восторг миллионы людей, искусствоведы с большим интересом изучают его картины, отыскивая в них новые детали (интересно, знал ли художник о том, что он написал столь глубокие по смыслу произведения?). Картина “Старый гитарист” в свое время вызвала немало споров: дело в том, что после реставрации на ней обнаружился вполне различимый силуэт женщины, а когда на полотно обратили более пристальное внимание, то нашли еще несколько силуэтов, запрятанных под верхние слои краски.

И думали искусствоведы, и гадали, но объяснить, по какой причине живописец поместил своих героев в самый низ, не могли. Поиск тайного смысла занял кучу времени и сил, а на деле выяснилось, что у Пикассо просто не было денег на приобретение новых холстов, поэтому в порыве вдохновения он использовал в качестве основы уже написанные картины, покрывая их новыми деталями. Вот вам и ларчик, вот вам и скрытое значение.

Косоглазие — не порок!

Анализ нескольких десятков автопортретов, принадлежащих кисти Рембрандта, натолкнул исследователей на очень интересную мысль: скорее всего, художник страдал косоглазием, так как на полотнах направление взгляда живописца весьма своеобразно: расхождение глаз составляет примерно 10 градусов, что дало почву для подобного предположения. Косоглазие не просматривается только на одном автопортрете: в его отношении существует вполне стройная версия, по которой автором полотна является не сам Рембрандт, а один из его учеников.

Болезнь глаз скорее всего не позволяла художнику видеть мир таким, каким его видят здоровые люди. Скажем так, живописцу была доступна больше двухмерная, нежели трехмерная картина окружающей среды, но написать он должен был именно последнюю, причем на плоском полотне. Как знать, может, именно физический недостаток послужил становлению гения? Но, если брать это за основу, то тогда все люди с таким же недугом должны рано или поздно превратиться в великих живописцев. А, может, уже превратились — просто еще не знают об этом.

Кстати, и у Рембрандта есть полотно с занимательной историей, которая заставила покраснеть многих “рембрандтоведов”. Называлось оно “Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга”, и после создания висело в разных залах почти два века. Новая волна интереса к творчеству этого художника сподвигла исследователей подробнее рассмотреть картину.

Выступающие на темном фоне фигуры послужили первым шагом к сокращению названия, и полотно стало известно как “Ночной дозор”. В 1947 году оно дождалось своей очереди на реставрацию, и выяснилось, что “ночным” дозор стал только благодаря многолетнему слою копоти, который скрыл главное: на картине изображена сцена, происходившая примерно в 14 часов дня. Так что на самом деле ее правильнее называть “Дневным дозором”.

Солнечный круг…

Несмотря на сложный путь, который прошел Винсент Ван Гог в течение своей 37-летней жизни, на его картинах преобладает желтый цвет, у большинства людей ассоциируемый с чем-то позитивным. Кто-то утверждает, что художник просто очень любил этот цвет, другие уверены — все дело в лекарствах, регулярно принимаемых живописцем. Как известно, Ван Гог страдал эпилепсией. Медикаменты, прописанные ему врачом, дали необычный побочный эффект — повлияли на цветовосприятие, и в итоге Ван Гог не просто фантазировал, насыщая свои полотна желтизной, а действительно видел мир с преобладанием всех оттенков этого цвета.

Есть у него картина — “Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой”. В день ссоры с гостившим у него Гогеном, точнее, в ночь, Ван Гог отрезал себе мочку левого уха. Что им двигало — непонятно, полагаю, это последствия расстроенного рассудка.

На следующий день после происшествия художник попал в психбольницу, в отделение для агрессивных больных с тяжелыми формами болезней. Это другая история, но вот на автопортрете явно видно: забинтовано правое ухо. Такой диссонанс вызван игрой отражений: художник написал полотно, смотря на себя в зеркало, в итоге левое ухо “превратилось” в правое, чем и ввело в заблуждение любителей творчества Ван Гога, долго споривших о том, какой же все-таки мочки лишил себя живописец.

Анатомия глазами Микеланджело

Бывают и обратные случаи, когда художник действительно “прячет” что-то в картине, а потомкам остается только найти это и расшифровать. Папа римский Сикст IV в свое время заказал архитектору Джордже де Дольчи строительство домовой церкви, ныне известной как Сикстинская капелла. Главным ее украшением по праву считаются уникальные фрески, созданные художниками эпохи Возрождения. Среди них — несколько фресок, принадлежащих Микеланджело Буонаротти. Если присмотреться к ним, то можно увидеть несколько примечательных деталей. Так, американский врач Фрэнк Мешберг отметил, что на фреске “Сотворение Адама” зашифровано анатомически точное строение человеческого мозга:

В изображении Бога… при близком рассмотрении, границы в картине соотносятся с основными бороздами в головном мозге во внутренней и внешней поверхности мозга, ствола мозга, в лобной доле, базилярной артерии, в гипофизе и зрительного перекреста.

Примерно такое же изображение мозга Микеланджело скрыл на шее Бога во фреске “Отделение света от тьмы”, а “Давид и Голиаф” весьма напоминают еврейскую букву “гимель”, которая с каббалистической точки зрения обозначает силу.

Вокруг — одни масоны!

Буквально вселенский заговор. Куда ни ткни — так обязательно попадешь в масона. Видимо, именно так рассуждал эксперт, который счел масоном не кого иного, как Моцарта. Основанием стало то, что на одном из портретов композитора, принадлежащем кисти некоего Антонио Лоренцони, не видно рук позирующего, так как он их спрятал во время работы художника. Дескать, это первый признак, по которому можно вычислить масона. Рук на том портрете действительно не видно, но это никак не связано с тем, был на самом деле Моцарт масоном, или его миновала данная ложа. Просто рисовать кисти очень сложно, и, как следствие, очень дорого, а потому есть логичное объяснение, даже два: либо художник сам упростил себе задачу, либо у композитора не хватило денег на оплату кропотливой работы. И вообще, экономика должна быть экономной!

Еще одно занятное предположение относится к Моне Лизе, точнее, ее знаменитой улыбке. Загадочное выражение лица было трактовано некоторыми исследователями с невероятной фантазией: они решили, что у позировавшей да Винчи женщины просто не было зубов. Вот так вот, с розовых облачков, задернутых флёром таинственности, и на асфальт обыденности, да с размаху. Никакой романтики — обычное отсутствие стоматолога. Причем самое забавное в этой ситуации, что факт отсутствия зубов у дамы нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Как теперь с этим жить?

P.S. Моцарт действительно был масоном, в течение последних семи лет своей жизни.

 

Похожие статьи:

ЗдоровьеВлияние на человека ежедневного прослушивания Моцарта

КультураОдинокий, яркий, сумасшедший, гениальный герой. Не нашего времени

Рейтинг
последние 5

Велена

рейтинг

+3

просмотров

307

комментариев

10
закладки

Комментарии